понедельник, 30 апреля 2012 г.

Интервью с дизайнером! Филипп Старк

 ИМЯ ФИЛИППА СТАРКА ИЗВЕСТНО ДАЖЕ ТЕМ, КТО НИКОГДА НЕ ИНТЕРЕСОВАЛСЯ СФЕРОЙ ДИЗАЙНА. ОН ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРОФЕССИИ, СТАВШИЙ НАСТОЯЩЕЙ ПОП-ЗВЕЗДОЙ ПЛАНЕТАРНОГО МАСШТАБА. ВЫДАЮЩИЙСЯ ДИЗАЙНЕР, ТОНКИЙ ФИЛОСОФ И ОСТРОУМНЫЙ ШОУМЕН

Ваш интерес к проектированию как-то связан с тем фактом, что ваш отец занимался авиаконструированием? В семье было принято говорить о проектировании и дизайне?
Да, в какой-то степени можно говорить о том, что я унаследовал интерес к творческой работе от отца. Он был изобретателем, инженером и конструктором самолетов. В те времена эта работа была настоящим приключением! Отец часто попадал в авиакатастрофы, поэтому его тело на 30% состояло из пластика и металла. Мой отец видел в конструировании самолетов свою жизненную миссию, смысл существования. Для этого нужно обладать неординарными творческими и умственными способностями, а также умением справляться с неудачами. Мне кажется, что если бы он реже терпел неудачи, он не был бы таким креативным. В этом плане я тоже многому научился у отца. У него действительно была прекрасная работа, самая чистая работа, которую можно себе представить. От матери я унаследовал представление об элегантном стиле жизни. Она обладала тем, что мы по-французски называем «panache» (щегольство, блеск, особый стиль.), – уникальным, поэтичным и элегантным способом идти по жизни. В молодости у меня были проблемы с адаптацией в обществе и пониманием его. Я часто сбегал из школы. Мне хотелось стать невидимым или спрятаться от людей где-нибудь в глухом лесу. Но в конце концов это перестало мне нравиться. Когда мне исполнилось 17, я решил, что мир и люди имеют право на существование. И я решил заслужить право на существование в этом мире. Я, наконец, решил повзрослеть. И я знал: существовать – это значит творить, как мой отец. Вот почему я на- чал творить и делаю это до сих пор.
Вы создали свою дизайн-студию, когда вам было всего 18 лет. Был ли первый бизнес-проект успешен с экономической точки зрения, и кто был его инвестором? Вы вкладывали свои деньги или привлекали спонсоров?
Я начал заниматься творчеством в очень раннем возрасте, и в меня никто не вкладывал деньги вплоть до недавнего времени. Мне часто говорили: «Мой бедный мальчик, это мило, но уж слишком креативно». Так что я являюсь живым доказательством того, что когда ты веришь во что-то, ты не должен сдаваться и должен идти вперед.
Кого считаете своим главным учителем?
Великую историю нашей эволюции, которая началась 4 млрд. лет назад с бактерии и закончится через 4 млрд. лет, когда Солнце взорвется и уничтожит Землю и нас – безумных обезьян, взявших в свои руки контроль над эволюцией. Я думаю, мне следует всегда помнить об этой прекрасной и романтичной истории.
Кто из классиков архитектуры и дизайна вас вдохновляет?
Я не приемлю для себя позицию почитания и обожания чего-либо материального, любых объектов. Во мне живет глубинное уважение лишь к людям и к обществу.
Как вы познакомились с Пьером Карденом? Что вам дало сотрудничество с ним, и как вы относитесь к стилю Кардена сейчас?
Думаю, Пьер Карден узнал обо мне благодаря парижским слухам. Он поручил мне разработку его линии мебели, но вскоре я понял, что у нас разные взгляды: он хотел делать небольшое количество предметов интерьера по очень высокой цене, а я хотел создавать мебель высочайшего качества для широкого круга людей по доступным ценам. На тот момент я уже был одержим идеей демократичного дизайна, которую воплотил в жизнь и с которой добивался успеха на протяжении 30 лет.
В 1982 году вы занимались редизайном президентских апартаментов. Как заказчик отнесся к вашим экспериментам? Как удалось убедить его выйти за рамки классики?
Французский президент Франсуа Миттеран специально попросил меня изменить дизайн его апартаментов, потому что хотел, чтобы французы обратились к современности и отказались от больших отцовских диванов. Он хотел сделать вклад в будущее, поэтому создавать такой проект было очень легко.
Интересно ли вам делать штучные вещи, которые нельзя тиражировать? Были ли такие в вашей творческой биографии?
Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы создавать объекты, которые можно тиражировать в максимальном количестве. Мне кажется, что настоящая элегантность заключается в том, чтобы делиться хорошей идеей со всеми. Но я не стою перед выбором, поэтому делаю и то и другое: детские бутылочки стоимостью менее 1 доллара и мегаяхты стоимостью несколько миллионов. Я также использую стратегию Робин Гуда – использую разовые проекты с крупными бюджетами как исследовательскую лабораторию, а результаты своих исследований затем применяю при создании более массовой продукции.
Когда вы придумываете дизайн зубной щетки или автомобиля, насколько глубоко погружаетесь в технологические подробности? Изучаете ли, как это работает с технической точки зрения?
Я придерживаюсь абсолютно одинаковых методов и при создании зубной щетки, и при создании автомобиля. Я думаю только о пользе, которую человек получит от использования моей продукции. Это видение я применяю при создании концепции, а все остальное приходит очень естественно.
Ежедневно вам предлагают участие во множестве различных проектов. Есть такое, от чего вы всегда отказываетесь? С какими заказчиками вам неинтересно работать?
С момента создания компании мы всегда соблюдали этику, у нас есть свой этический кодекс. Мы отказываемся работать с нефтяными, табачными компаниями, религиозными организациями, казино, со всем, что связано с нелегальной и полулегальной деятельностью, оружием и т. д. и т. п. И по- верьте, каждый год из-за этих принципов мы теряем миллионы. Я участвую в проектах, которые, по моему мнению, заслуживают право на жизнь. И для этого существует много оснований: предоставление новой услуги, как, например, «демократичный дизайн», или «демократичная экология», с использованием моей личной ветряной мельницы или D.E.A.R.S (проект «Демократичная экология и архитектура от Филиппа Старка для Riko»), или даже политика, как в случае с моей «оружейной» коллекцией для Flos.
Как вы относитесь к теме глобализации? Ведь вы работаете практически во всех странах.

Изучаете национальные особенности, национальное искусство, дизайн, прежде чем приступать к проекту?Я больше не верю в географию. Я верю в существование культурных «кланов» или «племен» в каждой стране. И клан  № 1 во Франции имеет больше общего с кланом № 1 в России, чем клан № 1 и клан № 2 в самой России. Это значит, что в каждой стране есть «клан», которому подходит то, что я предлагаю. Я люблю называть такую группу людей «умным кланом». Когда я занимаюсь творчеством, я никогда не думаю о конкретной стране – я думаю об оказании услуги моему культурному клану, где бы он ни находился. Невозможно удовлетворить всех, поэтому концентрируйтесь на своих близких.
Как вы пришли к тому, чтобы делать интерьеры жилых домов?
Десять лет назад со мной связался очень настойчивый англичанин, которого я сегодня очень рад называть своим близким другом, – Джон Хитчкокс. Он обратился ко мне с предложением о сотрудничестве с целью создания невероятной концепции, которая изменила бы наш стиль жизни, заставила бы нас стремиться вперед и находить вдохновение в окружающей среде. После нескольких месяцев раздумий я наконец  принял это предложение. Мы проводили дни, мечтая о своего рода утопии, где все наши друзья могли бы гармонично сосуществовать. Как художники мы создавали необычные места, где люди могли бы с чувством полного удовлетворения жить и играть. И мы создали проект yoo, потому что речь всегда именно о вас (слово «yoo» – игра с английским местоимением «you» – «ты», «вы».). Идея была проста: создать четыре уникальных стиля – «Классика», «Минимализм», «Культура» и «Природа», – чтобы помочь вам выбрать то, что лучше всего подходит именно вам. Сегодня мы очень гордимся yoo. С момента создания этого проекта нам повезло работать со многими единомышленниками со всего мира, которые любят и ценят хороший дизайн. И я часто называю этих людей моим «кланом» – группой людей, которые ценят простоту, элегантность и свободу жизни. За последние десять лет мы с Джоном часто беседовали с нашими друзьями, которые разделяют наши увлечения, и приглашали их поучаствовать в проектах yoo.
Ваш первый проект по дизайну интерьеров дома в Москве вы создаете с корпорацией «Баркли».
В чем особенность работы с российским девелопером?
Корпорация «Баркли» – известная компания, которая строит качественные объекты, именно поэтому она существует на рынке уже больше 17 лет. Они думают о долговечности, а это именно то, с чем мы любим иметь дело.

Как разрабатывались идеи для проекта – жилого комплекса Barkli Park? Что вас вдохновляло?
Как и при создании других проектов, я думаю только о пользе для людей, которые будут жить внутри жилого ком- плекса. Я работаю как кинорежиссер, стараясь представить оптимальный сценарий, чтобы сделать людей более искрящимися, более счастливыми, более влюбленными и т. д. Я никогда не думаю о камне, бетоне и стали.
Как вы представляете себе потенциального жильца этого дома? Для кого вы создаете интерьеры?
Это как раз люди, которых, как упоминалось выше, я на- зываю «умным кланом». Они привыкли мыслить самостоятельно и не являются жертвами очень сообразительных специалистов по маркетингу.
В нашей стране любят пышные, классические предметы дизайна, барочные проекты. Как вы считаете, благодаря известности вашего имени вы сможете изменить представление русских людей о роскоши как о чем-то тяжеловесном и позолоченном?
Я думаю, что в России есть клан, который понимает и любит то, что я предлагаю. Россияне умны, и они быстро учатся, так что я не беспокоюсь по поводу распространенных клише. Все россияне, которых я узнавал ближе, хорошо образованные и умные люди.


Назовите любимые места (памятники архитектуры, интерьеры) в странах, где бываете чаще всего. Что вы рекомендовали бы обязательно посмотреть молодому архитектору или дизайнеру из России?Я не очень хороший советчик, потому что никогда не путешествую ради удовольствия, никогда не посещаю достопримечательности, не хожу в музеи. Мне достаточно моей внутренней жизни. Мы с моей женой Жасмин живем в удаленных от цивилизации местах, чтобы сохранять свежесть восприятия для творчества. Тем не менее, если вы отправитесь в Бильбао, пожалуйста, взгляните на спроектированный мною невероятный комплекс Alhondiga. Это совершенно новая концепция масштабного культурно-спортивно-развлекательного центра.
Вы много путешествуете. Вы – гражданин мира или все-таки больше француз?
Именно потому, что я так много путешествую, я понял, что я настоящий француз с критическим умом – esprit critique. Плюс заключается в том, что это предполагает крайнюю тщательность во всем, а минус, возможно, в высокомерии, которое иностранцы приписывают французам. Так что я стараюсь не быть заносчивым.



http://happywoman.com.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий