среда, 26 сентября 2012 г.

Как валялся один жакетик


Как валялся один жакетик (часть 1) | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmadeДорогие коллеги! эта публикация, к сожалению, не тянет на гордое звание полноценного мастер-класса, скорее фотоотчет на тему "Как оно делалось и что из этого получилось". Все-таки МК подразумевает четкие цифры и отработанные технологии... а я циферок боюсь и технологии постоянно меняю, да к тому же дурная привычка делать всё "на глазок"... Тем не менее, подруга-валяльщица после просмотра черновика выдала следующее: "из этого хаоса можно что-то извлечь", а посему - вот мой фотоотчет с комментариями{#} Буду рада любым замечаниям!
1. Предпосылки, материалы, выкройки
Во время острых приступов хомякоза у меня образовались залежи маленьких, по 100-200 гр пакетиков с разноцветной шерстью. Например, синих оттенков. Такие залежи слегка нервируют, хочется их куда-то пристроить... Так появилась первая предпосылка - избавиться от синей шерсти.
Когда валяешь не на заказ, для души, трудно удержаться и не превратить вещь в испытательный полигон{#} Предпосылка вторая - посмотреть, что получится, если завалять в одежду много стекляшек, да еще и на уровне талии.
Шерстка: 200 грамм новозеландского кардочеса 27-30 мкн, 150 грамм синего мериноса 18 мкн, и еще 100 грамм мериноса сине-фиолетового оттенка.
Всю шерсть сразу поделила на кучки из соотношения: 30% на спинку, по 20% на каждую полочку и по 15% на рукав. Обычно получается нормально
Лирическое отступление: очень, очень полюбила кардочес именно в верхней одежде! в мокром виде он дает чудесную пластичность, лепи как хочешь... и усадка, как мне показалось, идет более контролируемо, что ли...

Дополнительные материалы: 100 грамм троицкой вискозы цвета морской волны, около 100 грамм шелка разных оттенков синего (нахапано во время того же приступа{#}), шелковые нити, кусочки шелка деворе, и разлюбезные мои стеклянные кабошончики. Шелковые волокна тоже поделила на кучки, в том же соотношении, что и шерсть, т.к. планирую закрыть шелком всю поверхность.
Вот этот лоскуток деворе, который и задал тон всему декору:



По поводу выкройки шаблона.... могу только скромно потупить глазки{#} этот шедевр появился у меня в незапамятные времена, вроде бы, я делала его так: встала перед зеркалом с рулеткой, измерила свои обхваты в районе груди, талии, бедер (46 размер). Потом измерила расстояние от плеча до самой высокой точки груди. И еще длину спины до талии. Глубину проймы замерила на самом удобном из своих пиджаков. Все циферки увеличила на четверть, нарисовала все это на подложке для ламината и радостно вырезала.
И вот теперь на этом самом шаблоне валяются и платья, и пиджаки, и жилеты (отсюда скругленное плечо), и пальто.... Размеры от 44 до 50 - в зависимости от материала, технологии увалки, направления и толщины раскладки. Фото шаблона отдельно я не делала, но его видно на многих других фотографиях.

2. РАСКЛАДКА И ПРИТИРКА
В качестве подкладки я взяла троицкую вискозу в гребенной ленте. Другого близкого оттенка не нашлось, но и этот в результате дал довольно красивую внутреннюю поверхность.... Раскладывала в том же направлении, в каком потом ляжет шерсть: ниже талии вертикально, выше - диагонально. На боковых и плечевых швах пряди выходят за границы шаблона.
ВНИМАНИЕ!!! АХТУНГ! есть за мной такой грешок... валяя верхнюю одежду частенько позволяю себе вольность -  большой выход за края шаблона (это будет хорошо заметно на более поздних фотографиях) При работе с тонким войлоком, типа платьице или туничка, я уделяю этому вопросу бОльшее внимание и делаю всё по-другому.
Раскладку начала со спинки, слой вискозы, потом слой кардочеса.

Честно признаюсь - начала фотографировать не сразу, поэтому пропустила такой момент: в районе воротника внутренняя поверхность не из вискозы, а из волокон шелка.... Дальше будут фото полочек, там этот момент уже учтен.
Кардочес выкладываю небольшими кусочками, слой тонкий, но без откровенных дырок и пустот. На каком-то видео подсмотрела, как мастерица прижимает краешек куска кардочеса к столу, а другой рукой тянет этот кусок.... на раскладке остается тонкая прядочка. Попробовала - действительно удобно )) быстро так, раз-раз - и разложилось.

 
За направлением волокон особо не слежу, в этом кардочесе волоски достаточно короткие, чтобы направление в любом случае оставалось... хаотическим
После кардочеса разложила фиолетовую шерстку. Особой смысловой или механической нагрузки она не несет, на цвет тоже практически не повлияет... ну надо же её куда-то пристроить! пусть будет дополнительно утеплять. На боковых и плечевых швах разложила прядочка толстыми концами наружу (ну просто так легло {#}) Шаг между рядами довольно большой, 5-6 см.... я бы это назвала не слоем, а полу-слоем.... Направление волокон видно на фото:



 Потом положила кусочек шелка, закрыла его края тонкими прядочками основного синего цвета... и вообще - выложила полноценный слой из этого самого основного синего. Шаг между рядами около 3 см, направление волокон то же самое. Вот только надо было на боковых и плечевых швах прядочки разложить тонкими концами наружу... но на меня нашло затмение{#}Сразу скажу - в итоге это не дало ощутимого утолщения по бокам, но все равно на душе было неспокойно.
 
Раскладывать старалась так, чтобы ряды фиолетовой и синей шерсти не совпадали (ну то есть чтобы не совпадали толстые части прядей)

После шерстки разложила волокна шелка, имитируя полоски и разводы на шелке-деворе:


Для пущего колорита накидала сверху шелковых ниток:

Потом настал черед самой интересной (в данном конкретном случае) части жакетика - линии талии. По плану там должна была получиться имитация эдакого кушака, бох'ато расшитого драгоценными каменьями{#} Поэтому сделала так: разложила кабошончики, поверх каждого -  небольшая "шубка" из кардочеса, потом - слой основного синего мериноса (направление волокон - вдоль линии талии), ну и поверх уже всяческие шелка и ниточки.



Низ тоже выложила в стиле синей зебры


 Потом все это счастье сбрызнула водой, накрыла сеткой-фатином, еще раз хорошенько сбрызнула водой и аккуратно  натерла мылом через сетку, одновременно прижимая раскладку к столу. В общем, левой рукой прижимала, правой - мылила. Потом все также через сетку произвела первичную притирку (фу, как офицально звучит )) Терла руками, пару раз приподняля сетку, чтобы не привалялась.
Кстати, насчет рук.... Они тут редко попадают в кадр, т.к. заснять этот процесс было некому, кроме этих же самых рук... Поэтому хочу посвятить им отдельно пару предложений. Обычно на правую руку у меня надет одноразовый пищевой мешочек. Это - рабочая рука, рука для интенсивного трения, мозолистая такая{#} А левая рука - "зрячая", она не то чтобы трет, а скорее поглаживает и ощупывает раскладку, выявляя недостаток или избыток воды или мыла. Но, независимо от своей функции, обе руки к концу валяния имели синие ногти{#}
Вот уже притертая, плотно склеенная мылом раскладка (избыток воды промокнула полотенцем):



Потом я пошла спать. А утром поняла, что испытательный полигон как-то мало используется, и хочется ляпнут еще какой-нибудь прибамбасик.... Так на подоле появились декоративные разрезы.
Их там 8 штук, 4 на спинке и по 2 на каждой полочке. В месте будущего разреза накидала голубых ниточек (просто так), положила полиэтиленовый блокиратор:

Потом каждый блокиратор закидала двойным слоем синего мериноса (направление волокон - поперек линии разреза), по периметру укрепила прядочками, разложенными вдоль. А дальше - просто восстановила нарушенный рисунок "под синюю зебру"


Снова накрыла сеткой, побрызгала водичкой, намылила, притерла, убрала сетку, промокнула лишнюю воду многострадальным полотенцем.
Еще раз проверила - достаточно ли мыла, показалось, что достаточно.... но все-таки накрыла сеткой  и еще раз намылила, маньячка. Ибо настало время жужжать шлифмашинкой, а недостаточно намыленные  и притертые волокна шелка могут прицепиться не к шерсти, а к платформе шлифмашинки.... ничего страшного, конечно, просто раздражает.
Машинка у меня простецкая, рабочую платформу заменили на кусок икеевской пупырки. Ставлю на раскладку поперек волокон (так они меньше сдвигаются, ИМХО), держу на одном месте секунд 12-15, потом пеерставляю дальше.... и т.д. Есесссьно, линию талии так просто не прожужжишь, поэтому её тру в основном руками, долго и старательно, через сетку и просто так...

 Теперь раскладка стала достаточно монолитной, чтобы её можно было безбоязненно и бестрепетно перевернуть вместе с шаблоном:

Вот, кстати, изнанка воротника и спинки:


Да, там такой типа лейбл ))) кусочек шелка, положенный одновременно с вискозой в самом начале раскладки.
Дальше имел место приступ забывчивости, и не был заснят такой момент: я приподняла шаблон, открыв изнанку, и хорошенько намылила и притерла те места, до которых не добраться с лицевой стороны. Это участки под кабошонами и под полиэтиленовыми блокираторами.
Следующий этап - раскладка полочек. Выкройку полочки я не делаю, ленюсь.... просто намечаю дырочкам линию борта, прямо на шаблоне. Тыкаю булавкой, дырочка едва различимы, но мне хватает. Каждая полочка  заходит за центральную линию где-то на 8-9 см ( в районе груди и талии, ниже величина запАха варьируется в зависимости от фасона)
Вот тут разложен шелк - это внутренняя поверхность правого лацкана. Какая будет застежка я на тот момент еще не знала, поэтому - на всякий пожарный! - сделала воротник презентабельным с обеих сторон.

Потом разложила вискозу:

Побрызгала раскладку водой, чтобы слегка скрепить, и аккуратно завернула на шаблон припуски бокового и плечевого шва. А потом еще прошлась по краю мыльной рукой, чтобы припуски плотно охватывали края шаблона.

Ниточки, обозначающие границы "кушака", перейдут со спины на декор полочки.
Дальше раскладка идет также, как на спинке, за исключение воротника - так как у него обе стороны лицевые:
на полочке - кардочес, фиолетовый меринос, синий меринос
на воротнике - синий меринос, кардочес, синий меринос.



До края, конечно, не докладываю, у меня ж там не просто подгиб, а подгибищщще{#} оставляю где-то 1,5 см.
Гордо разложив все это, вспомнила, что кусочки шелка, вообще-то и на перед планировались.... С легким матерком убрала последний слой шерсти  в районе ключиц, положила туда шелк-деворе и вернула шерсть на место.
А вот когда раскладывала вторую полочку, все делала правильно и последовательно, поэтому остальные фото будут про левую полочку{#}   Вот он, кусочек шелка:

Он же, но прикрытый прядочками по периметру:

По краю лацкана прядочки я выдергивала покороче, и потом их подогнула на изнанку:

Ну а дальше просто повторяла все, что до того делала на спинке... Хотя нет, в этот раз блокираторы для разрезов положила ДО раскладки шелковых волокон. И жаба не душила за напрасно потраченный шелк.
Подгтовила место для блокиратора (сбрызнула, намылила, притерла через сеточку)


Положила блокираторы:

Закрыла шерстью:

Разложила декор:

Накрыла сеткой, намочила, намылила, притерла...

Также прошлась шлифмашинкой, линию талии терла руками (сначала через сетку, потом просто так)... Промокнула полотенцем, снова намылила, еще чуть-чуть потерла руками...
Когда  полочка достаточно сцепилась, сдвинула её в сторону и аналогично разложила вторую.
Кстати, когда терла линию талии, кабошоны на спинке мешались, создавали лишнюю бугристость. Поэтому, как только шерсть сцепилась, я её приподняла и подложила в район талии шаблон рукава. Стало лучше ))

Ну вот, на этом этап раскладки и первичной притирки завершился, и я рухнула баиньки{#}

3. ВАЛЯНИЕ на плоскости
Подсохшую за ночь раскладку побрызгала водой, снова намылила через сетку, и начался нудный, монотонный (или умиротворяющий и медитативный) процесс увалки... Тут я обычно включаю телевизор, чтобы было чем глаза занять
Разгладила боковые и плечевые швы (на этом этапе любые намеки на рубчик убираются легким движением руки)

Шаблон уже не нужен, пусть возвращается в кладовку

Очень тщательно обработала всю изнанку - потерла руками, шлифмашинкой...



Потом отнесла полуфабрикат в ванную и отжала излишки воды. Вот какой он стал мятый и скукоженный:

Разглаживаю руками и шлифмашинкой:

Я целенаправленно сосредоточилась на изнаночной стороне, т.к. она до сих пор обрабатывалась меньше, чем лицевая.
Хорошенько обрабала плечевые швы:


Ну и так далее... Терла, терла, периодически добавляла мыла (если чувствовалась нехватка) или отжимала (если наблюдался избыток).... После отжима разглаживала и снова терла, гладила... В общем, увалку по толщине делала целенаправленно, а усадка в длину-ширину происходила сама собой, просто за счет того, что изделие отжималось, переворачивалось, и вообще - шевелилось

 После просмотра парочки мультиков Миядзаки усадка стала заметной, а плотность - вполне удовлетворительной (шелк-деворе собрался мелкими сборками, вискоза на изнанке стала каракулевой и мелкопупырчатой, полотно на ощупь упругое, плотное и тонкое)


Теперь можно заняться блокираторами. Края полиэтилена торчат наружу, так что где начинать разрез видно сразу. А чтобы линия разреза проходила более менее ровно по середине, следуя изгибу блокиратора, я сначала засунула в отверстия два пальца (интересно, только у меня возникли пикантные ассоциации? )) и слегка растянула отверстие. Границы сразу стало видно:



Нижние края разреза закруглила ножницами:


Потом каждый разрез долго и упорно терла руками. Чтобы по краям образовался аккуратный кантик, заключительное трение было направлено вот так:

А потом еще часика полтора доводила полуфабрикат до готовности. В районе талии посадка по фигуре предполагалась весьма плотная, поэтому область кушака я усаживала, катая в рулончике:
 
В итоге получилось вот что:

Это нечто я прополоскала в теплой водичке, аккуратно отжала и позвала Матильду.
4. ПОСАДКА НА МАНЕКЕН
 У меня есть одна помощница, без которой жизнь  была бы тяжела и грустна... Это Мягкий Манекен Матильдочка. У неё стандартные параметры 46 размера, но перед посадкой я надеваю на неё старый бюстгалтер с хорошим количеством поролона. Это позволяет получить почти 48 размер в груди или 46 с запасом (а вдруг свитерочек захочется одеть под пиджак?) Иногда в бюстгалтер подкладываются запасные чашечки - и вот вам практически 50 размер Но тут, конечно надо учитывать и ширину спины, и выпуклость живота и т.п.
Поверх бюстгалтера натянула мусорный пакетище - и Матильда готова к работе.
Прежде чем надеть на неё влажный полуфабрикат, я сформировала выпуклости в районе груди. Как бы это поделикатнее описать... в общем, натянула на коленку. Честно. На коленке отлично формируется первичная выпуклость.

А потом уже надела эту псевдо-жилетку на манекен, слегка растягивая там, где возникла необходимость (почему-то чаще всего - в районе спины между лопатками). Совместила верх и низ полочек, расправила линию борта на груди и заколола конструкцию булавками:


Потом Матильда пошла в душ.


Далее были разнообразные занятия. Например, нежное удушение, поглаживание груди и талии, и даже лазанье за пазуху... Ну то есть терла везде, где была необходима посадка по фигуре.




Когда посадка завершена успешно, я предпочитаю не снимать изделие с манекена. Прямо так отправляю снова в душ.... Долго и старательно поливаю водичкой, чтобы мыло точно ушло. Потом укладываю Матильду на одно полотенце и хорошенько вытираю другим. Точнее, не вытираю, а делаю промокательные и отжимательные движения И всё, пусть дальше само сохнет.
Пока эта жилетка без рукавов сохнет, занимаюсь рукавами.

5. РУКАВА
Выкройка рукавов появилась у меня также, как и шаблон корпуса - то есть абы как. Но в работе оно вполне нормально, так что пусть будет пока...
Вообще с рукавами все происходит аналогично корпусу, поэтому много расписывать не буду.... Отмечу два момента:
- Чтобы добраться до внутренней поверхности, рукав пришлось вывернуть. А до того - очень хорошо провалять верхний широкий край, чтобы он не растянулся во время выворачивания.
- На рукавах я особенно тщательно следила, чтобы декор одной стороны плавно перетекал в декор другой стороны. Для этого периодически приподнимала раскладку, проверяла - куда идут полосочки
Фото процесса:











В общем, терла, катала колбаской, периодически отжимала - все как обычно.
Честно говоря, у меня ест фобия.... всегда боюсь перевалять по ширине... Потому как увеличить длину - это раз плюнуть, а растягивать рукав в ширину мне очень не нравится{#} Поэтому валяя рукава, периодически  измеряю ширину или примеряю на себя. Ну или прикладываю к выкройке, если она не потерялась куда-нить....
Когда рукава сваляны, их верх (окат) полагается выкроить по шаблону, взятому из приличного журнала... Я же, как обычно, хряпаю ножницами "на глазок". Хотя прекрасно понимаю, что так делать низяяяяя{#}
Ну допустим, что я их все-таки подрезала в соответствии с выкройкой из Бурды:

А пока рукава сохли, началось самое для меня приятное - кропотливое декорирование..... ням-ням-ням{#}

5. ДЕКОР (кабошоны, бисер, рельефный шов)
Корпус уже подсох, и настала пора расковырять кабошончики. Над крупнымистекляшками я вырезала маникюрными ножницами небольшой кружочек, а над мелкими просто делала крошечный надрезик:


Это отверстие расширяю иглой, одновременно формируя плотный бортик (игла входит практически параллельно поверхности кабошона)


То, что получилось в результате, нисколько не напоминало "богатый кушак, расшитый драгоценными каменьями". Это выглядело так, будто на линии талии появились подозрительные пупырки {#}

Поэтому весь следующий рабочий день я занималась вот чем:

Здесь бисер двух цветов, мелкий и крупный, тонированный речной жемчуг и бирюзовые бусинки из чешского стекла. Пришито все капроновой нитью, по маньячески крепко... Но все равно в местах наибольшего трения - по бокам - декор не делала.


Это рельефный шов обозначающий границы "кушака":


Тем временем рукава высохли и можно было приступать к сборке.

6. СБОРКА
Тут я опять стыдливо краснею, так как сборку провожу как обычно - на глазок. Сметываю, примеряю, отмечаю где убрать и сметываю еще раз. Обычно этого хватает... но когда-нибудь я, конечно, промахнусь и буду горько плакать. Поэтому предлагаю сделать вид, что я раскроила пройму по бурдовской выкройке, совместила все отметочки, припосадила как положено и вообще вела себя хорошо{#}{#}
На плечах я сделала очень большой припуск, эдакое крылышко...

Прошила на машике два раза:

Вывернула и  отгладила шов:

Крылышко, которое оказалось внутри, загладила в сторону рукава, и оно образовало небольшой мягкий подплечник, подчеркивающий плечо. Отдельно я это не снимала, но на фото готового изделия видно, что плечо изнутри усилено.
Потом я отметила места петель и сделал надрезы, которые на треть меньше диаметра пуговицы и на 2,5 см не доходят до края.


Эти прорези тщательно замылила, проверяя - проходит ли пуговица:

Все петли дополнительно укрепила, проложив вокруг каждой двойной шов (внутри войлока) из капроновой нити в два сложения.
Осталось только пришить пуговицы и обработать срезы пройм, но я пока что не купила необходимые для этого материалы - эластичное кружево синего цвета и маленькие плоские синие пуговки. Покажу на примере другого жакета:
Проймы очень удобно обрабатывать эластичным кружевом, прямо не нарадуюсь )) пришивается легко, ложится отлично, лишней толщины не создает

А маленькие плоские пуговки нужны для того, чтобы пришить к ним большие металлические пуговицы. Ну чтобы войлок был не местом крепления пуговиц, а как бы прокладкой между ними... коряво, но не знаю как это правильно описать

А вот, собственно, и всё! Готовый жакет можно посмотреть тут:
 http://www.livemaster.ru/item/1633579-odezhda-korotkoe-palto-zhaket-legenda-o-sinej




Комментариев нет:

Отправить комментарий