пятница, 21 июня 2013 г.

Кольцо из пятака, или кое-что из секретов деревенских кузнецов

Кольцо из пятака, или кое-что из секретов деревенских кузнецов. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В одном из своих первых постов в блоге я добрым словом поминал деда Колю-Коваля, который сам того не ведая, сыграл в моей жизни огромную роль. Будучи простым деревенским кузнецом, он, по стремлению своей жаждущей красоты души, мог и коня подковать, и вал для трактора сработать, и всем окрестным модницам по серьгам да колечкам, как он сам говорил — «сгондыбошить».
Днем дед Коля честно трудился на колхозные нужды, а по ночам «гондыбошил»  украшения, которые чрезвычайно нравились не только местным дояркам и телятницам, но даже жене председателя. )) Потому горн в его кузнице никогда не остывал, и я, мальчишкой, во время каникул, частенько заглядывал к нему далеко заполночь. Ведь кузница была как раз на полпути между укромным местечком, где собирался «на улицу» молодняк и бабушкиным домом. Дед Коля отрывался от своего очередного «интереса». Заваривал горячего травяного чайку, которым его снабжала моя бабушка. Я присаживался чуть в сторонке от его верстака, чтобы не мешать. И попивая чаек, рассказывал ему что-нибудь из «городской жизни» или пересказывал, что-то из прочитанного или увиденного за последнее время, а он, прихлебывая из жестяной кружки ароматное варево, изредка задавал разные вопросы об услышанном, и продолжал творить свои «интересные финтефлюшки»…
Вот эти наши полуночные посиделки я вспомнил, когда решил соорудить свой горн.

Старая чугунная раковина, десяток огнеупорных кирпичей, древний пылесос «Ракета» и немноого свободнго времени. Что еще нужно для тихого мужского счастья?

Но… это все присказка, а сказка… или точнее что-то типа мастер-класса для интересующихся... начинается…
Особым спросом среди «финтефлюшек» деда Коли, пользовались обручальные кольца. Золото было дорого, да и ехать за ним было далеко, потому и моя бабушка и мои многчисленные тетушки, да и, насколько я знал, все местные жители, носили эти кольца и не печалились. Более того, обручаться дедовыми кольцами считалось доброй свадебной приметой, ибо все семьи окольцованные кузнецом, жили в ладу.
Было известно, что делал их дед Коваль из обычных советских пятаков, буквально на коленке, но они почему-то выглядили, не хуже золотых. Как он эти кольца делал, никто не знал. Трудился он по ночам и за запертыми дверями — то ли колдовал, то ли секретничал дед…
И вот теперь я попытаюсь раскрыть его секрет, и делать все постараюсь, как и он – «на коленке»…
Для начала нам понадобится советский пятак…

У меня как раз такой обнаружился. С дырочкой…
Я просверлил отверсие поболше, чтобы удобней было с ним работать, и прикрутил проволокой пятак к железяке.

Затем сунул все это в горн, включил пылесос «Ракета» и…
…раскалил пятак до цвета недоспелой вишни…
Потом дал ему остыть на «воздусях»…

И стал он вот таким страшненьким…
Но по мере остывания, окислы с него осыпались, а я еще и латунной щеточкой помог, и в результате получилось…
…как-то так.
Далее нужно сделать дырку в пятаке побольше. Можно сверлом диаметром 8 мм или больше, но я предпочел выпилить лобзиком…
…хотя это было не слишком правильное решение…
…чуть отвлекся, и пилка сломалась, пришлось ставить новую…
Но, тем не менее, отверстие мне выпилить удалось.
И тут понадобился специальный инструмент, который мне выточил знакомый токарь из стальной болванки, и обошелся он мне в бутылку пива…
Называется – ригель.
И наковаленка… на ней специальное отверстие есть под разные преспособы, вот им я и воспользовался…
…чтобы придать пятаку форму летающей тарелки…
Затем перевернул пятак «юбочкой» наружу и вновь насадил его на ригель…
Взял вишневую чурочку и начал обстукивать наш пятачок…
 
Почему не молотком? — возможно, спросит кто-то из любопытствующих.
Потому что от молотка останутся замятины на металле, а от чурочки — нет.
Постепенно юбочка опускается и «прикрывает срамоту», а ригель все глубже проникает внутрь пятачка…
Так мы, обстукивая, и нанизываем нашу заготовку до нужного нам размера. В данном случае – 19. Или до диаметра отверстия в 18 целых и 89 сотых миллиметра…
Или, если хотите, то можно и так…
Потом приходит время для напильника…
Ну, а в результате получается так…
…и оно действительно очень похоже на золотое…
Ну, а если запатинировать, а потом суконочкой пройтись, то можно проявить рисунок монетки…
А там интересный веночек из дубовых листочков, и если напильником не усердствовать, а пятак в лучшем сохране взять, то можно весьма интересный результат получить…
Вот такая сказка… или мастер-класс…
А что там дед Коля в процессе создания своих колечек нашептывал, да через какое плечо поплевывал, чтобы молодые всегда в любви и согласии жили… это… отдельная история ;-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий