пятница, 20 июля 2012 г.

Пастельная картина


Дорогие друзья!
Сегодня я проведу мастер-класс по рисованию картины пастелью! Сначала это может показаться очень сложным и невыполнимым, особенно если Вы никогда не рисовали, но глаза боятся, а руки делают! Это я на собственном опыте проверила))) Тем более рисовать мы будем очень податливым и удивительным материалом - пастелью, которая позволяет создавать плавные переходы одного цвета в другой, мягкие линии, размытые тона...и очень хорошо подходит для начинающих {#}
Техника исполнения - сухая пастель.
Сразу хочется обратить внимание на две вещи: во-первых, это мой первый мастер-класс, а во-вторых, если качество фото подкачало, то торжественно клянусь его улучшить в ближайшем будущем... вобщем, не критикуйте меня сильно...
Для работы нам понадобятся:
1).Пастельная бумага размером 50см*60см. Для риунков пастелью лучше брать бумагу размером побольше, чтобы было где развернуться!
2). Пастель. Кто не знает, что это такое: представьте мелки, только это не мелки, а пастель. Мне очень нравится наша отечественная Подольская пастель, чем больше в наборе цветов - тем лучше, так как пастель - это не краски, где смешав синий и желтый можно получить зеленый ((( Здесь такое не пройдет, пастель практически не дает возможности при смешивании получать новые цвета, так что чем больше палитра цветов, тем легче развернуться! При рисовании этой картины я использовала набор в 64 цвета.
3).Пастельные карандаши. Мне нравится марка Derwet. Набора в 24 цвета вполне достаточно.
4). Мольберт. Но это в идеале. Если у Вас его нет, подойдет доска размером с лист бумаги, главное, чтобы эту доску можно было установить на столе так, чтобы получить импровизированный мольберт.
5).Скотч бумажный. Для крепления бумаги на мольберт (доску).
6).Ватные палочки. Для растирания маленьких участков пастели.
7).Ластик.
8).Фиксатив. Кто не смог купить - для начала подойдет обычный лак для волос, чем дешевле, тем лучше. Он необходим для фиксирования пастели, и это будет финальный штрих.
Все материалы, перечисленные выше, можно купить в любом магазине для художников или даже канцелярском магазине с хорошим ассортиментом!
Итак, начинаем!
Сначала определимся, что будем рисовать. Для этого мастер-класса будем рисовать веточку барбариса с маленькой осой на ней. Оса - для того, чтобы создать сюжет! В любой картине должен присутствовать этот самый сюжет. Просто ветка с барбарисом - это красиво, но без истории, а маленькая, пусть даже не очень заметная оса на его веточке - это уже событие, история, сюжет (пусть и в уменьшенных масштабах))){#} А это всегда интереснее)))
Перед нами пока пустой лист пастельной бумаги бордово-коричневого цвета.
 
После того, когда мы прикрепили скотчем бумагу в мольберту, берем в руки белый хорошо заточенный (!) пастельный карандаш и набрасываем рисунок, сам сюжет берем из головы, из памяти, с фотографии или других источников... При необходимости используем ластик, по возможности стараясь его не использовать)))

 Это наша основа. Теперь будем ее "разукрашивать". Небольшое лирическое отступление - практически во всем рисунке я использовала непосредственно пастель, а пастельные карандаши - только для мелких деталей, таких как, например, оса. Преимущество пастели еще и втом, что это "быстрый" материал, закрашивая и размазывая подушечками пальцев, а иногда и всей ладонью, можно быстро достичь желаемого результата и быстро "закрасить" поверхность.
Начинаем с ....черного! Закрашиваем самые темные места, цвета не боимся, всегда на очень темный цвет можно наложить светлый и "чернота" уйдет, что Вы можете наблюдать на черном пятне, куда я потом добавила зеленый и коричневый. Наша первостепенная задача - сделать фон, а фон - это размытые черно-зелено-красно-желто-коричнево-и так далее пятна. Здесь можно подключить фантазию, короче, как пойдет, так тому и быть.

Можно рассмотреть, что получилось, в укрупненном варианте.

Это первый слой, так что если не получается, не расстраиваемся, а двигаемся дальше.
Дальше начинаем вводить цвет.
Добавляем красные, зеленые, розовые штрихи.

 А потом их размазываем кончиками пальцев.

 Чем активнее размазываем, тем плавнее переходы от цвета к цвету. Тем не менее нет конкретного рецепта как правильно нарисовать фон, в какой-то мере надо действовать интуитивно, где-то смело, где-то аккуратно. Конечно, с опытом все приходит)))
Далее начинаем  добавлять другие цвета - желтый - светлый и более темный.


А потом снова все растираем.


Наша задача - набрать цвет. Достаем все новые и новые цвета. При этом я всегда придерживаюсь правила - при рисовании пастелью руки всегда должны находиться в движении. Не спите за работой! Наносите слой за слоем, растирайте, наносите снова и снова растирайте! К моменту, когда картина будет закончена, Ваши руки должны сделать миллион мелких движений)))). Чем больше Вы нанесете штрихов, чем больше используете цвета - тем качественнее и богаче быдет выглядеть законченная работа!
Итак, продолжая работать на фоном, добавялем цвета - красный, фиолетовый, оранжевый, розовый, зеленый, желтый!


А потом активно все растираем...


Такую же процедуру проделываем еще раз на том же самом месте, где только что растирали. Это будет второй слой пастели.


Фон до конца мы так и не закрыли! Перемещаемся в ту часть рисунка, где сидит оса и проделываем все те же мероприятия - сначала черный, потом вводим цвета и растираем пальцами!




Ну вот, фон наконец закончен, теперь можно приступить к центраьной части рисунка - барбарису.
Но перед этим усвоим основной момент, а именно форму барбариса. А форма барбариса - это цилиндр, освещенный слева и сверху, и находящийся в тени снизу и справа. Прежде всего нанесем на барбарис контрастные цвета - черным и коричневым - самую темную часть, и белым - самую светлую. Это поможет сделать ягоду объемной.

Далее снова вводим цвет. А именно красный и розовый разных оттенков, не забывая, что в освещенной части цвета светлее (можно добавить каплю желтого и оранжевого), а в темной, соответственно, темнее.

Размазываем все полученное пальцами. Здесь снова немного отступлю. При рисовании любым материалом, в том числе пастелью, важно помнить одно просто правило: тень - это холод, свет - тепло. Простой, но очень действенный, принцип, в связи с которым в темную часть барбариски добавляем каплю темно-синего, а в светлую - оранжевого.


И еще одна маленькая деталь, а именно тень, которую предметы отбрасывают друг на друга. А так как наш барбарис растет среди зелени, то капля зеленого на самой ягодке будет смотреться не только очень выигрышно, но и позволит вписать барбарис в окружающую среду!
С остальными ягодами проделываем все то же самое, подробно на этом останавливаться не буду, просто размещу фото.






Теперь у нас осталось две недорисованные ягоды, поэтому быстренько их дорисовываем.



Ну вот, наконец-то ягодки готовы. Теперь приступаем к верхней части рисунка. Так как свет падает на ветку сверху вниз, то верхняя часть будет светлее. Начинаем с белых пятен, и белым цветом закрываем самые светлые места - листья, веточки.






Теперь разбавляем только что нанесенный нами белый цвет желтым, зеленым и салатовым разных оттенков.





Закрываем оставшиеся делали - листики, веточки.

Теперь осталась немаловажная деталь - это оса, поэтому откладываем пастель и берем в руки опять же хорошо заточенный черный пастельный карандаш и аккуратно закрашиваем все черные детали насекомого. Если Вы боитесь смазать уже нарисованное, просто подложите под руку обычный оист а4, он то и предотвратит размазывание, только старайтесь им не двигать по бумаге.

Чтобы оса не выглядела слишком уж графично, черно и четко, берем в руки уже заранее заготовленную ватную палочку и аккуратно размазываем все черные линии и пятна.

В результате чего получаем более спокойный и несильно выделяющийся контур осы.

Добавим желтого - темного и светлого, и белые блики на все части насекомого, куда падает свет - это глаза, крылышки, сгибы лапок...


Оса дорисована, работа готова!!!

Теперь ну о-о-о-чень приятная процедура - авторская подпись, выбираем место...

...и ставим подпись...

И еще раз осматриваем то, что получилось...

Ну и последняя-последняя вещь, которую обязательно нужно сделать - зафиксировать картину, по возможности специальным фиксативом, без таковой возможности - обычным лаком для волос))) Кстати, фиксировать картину можно преиодически в процессе рисования по нескольку раз, это картине не повредит, а даже наоборот, сделает ее менее сыпучей.
И если говорить об оформлении, то оно обязательно! А паспарту просто необходимо! Но это уже другая история...

Эта статья участвует в конкурсе на лучший мастер-класс. Голосуйте за нее! 
http://www.livemaster.ru/topic/115114-pastelnaya-kartina-svoimi-rukami?

Комментариев нет:

Отправить комментарий