четверг, 17 января 2013 г.

А женское ли это дело валенки валять? Или прощай наращенный маникюр )))


А женское ли это дело валенки валять? Или прощай наращенный маникюр  ))) | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
  Видит бог, валять именно валенки мне не хотелось - считала , что тяжело это (физически). Но ситуация поменялась после того как я узрела (не буду писать в каком магазине, какого города) тапочки валяные, производства КИТАЙ!!!! Ужасного качества, зато как всегда декорированы ярко, вот тут душа моя славянская  возмутилась до глубины себя же родимой: "До коли?.." Горевала я не долго, чтоб разогнать  тоску-кручину устроила рейд по окрестным деревням в поисках инструментов, колодок и информации. Каково же было мое удивление, что почти в каждой деревне валенками занимались по несколько семей, а то и целыми улицами (что тут скажешь, холодно у нас зимой). Остались от былых полнокровных деревень - крохи, но старых валяльщиков я все таки нашла, разжилась у них колодками, инструментами, знаниями. С удовольствием рассказывали мне о деле старые люди, видимо не часто им уделяют внимание занятые родственники.
   Кстати, женщины тоже валяли, и как утверждают  физическая  сила в этом деле не главное.
Подозреваю  главное - настойчивость))))).
И так рассортировав и проанализировав собранною информацию, поняла что полностью классический вариант изготовления мне не подходит по ряду причин. 
Например: классическая закладка шерсти -пеленание , здесь используют немытую шерсть расчесанною в один толстый широкий пласт  напоминающий перину, который формируют  и определенным образом оборачивают вокруг выкройки, у меня же шерсть мытая и в небольших рулончиках , поэтому я использовала метод закладки слоями. Еще деды наши валяли на воде разных температур, немытую шерсть без мыла на потожире. Для ускорения усадки применяли: картофель вареный, кислоту из аккумулятора, еще что то, я не запомнила, но эти ускорители усадки, как мне объяснили , «не есть гуд» , потому что при этом войлок хуже сохраняет тепло. 
Оговорюсь сразу, на кухне у меня ни чего не вышло, гарнитур стало жалко).
Ушла в баню .                                 
Инструменты:
1) Стол, очень важно подогнать под рост, чтоб не было мучительно больно в области спины, лучше сделать слив и бортики.
2) Кусок арматуры, продается на строительных рынках, не дорого, отрежут любой длины, у меня 40 и 60см. 
3) Рубиль, сделали сами, но на ЯМ можно приобрести, в продаже он есть.
4) Раскатки, разных размеров и толщины, для раскатывания в районе подошвы  и голенище.
6) Терка или аналог стиральной доски, только значительно больше, мы сделали из подручных средств, для окончательного уплотнения войлока.
7) Колодки.
8) Клюшка для формирования валенка в подъеме. 
Итак, нужно изготовить выкройку сапога увеличенную на процент усадки, как ее построить  публикации есть и если вам интересно вы их найдете.
Сколько нужно  шерсти в кг, на определенные валенки, можно посмотреть в блоге у Шерстинка - Эко (Ольга), очень подробные таблицы по весу и ТУ.
Во сколько слоев делать раскладку не имеет значение, главное чтоб аккуратно, одинаково с обеих сторон шаблона и толщина раскладки равномерно увеличивалась к низу сапога.
Разложили, прощупали одинаковость толщины в паре сапог, дальше притираем, катаем в полотенце, предварительно намочив.
Когда шесть слегка свалялась и подсела, вынимаем шаблон и руками расправляем валенок внутри.
Сворачиваем и помещаем в кипяток, т.к. толщина большая, просто в горячей воде все слои не прогреются, поэтому все это дело кипятим пару минут.
Тут, прошу прощенья, фото  не получились , в пару горячей бани вообще сложно фотографировать .
Вынимаем, расправляем и валяем в показанных направлениях по несколько минут. Нос сапогаПяткуНе забываем про голенище.Подошвазадник пяткинос сапога. 
Периодически расправляем внутри, это важно войлок толстый из-за этого могут возникнуть заломы и бугорки  которые будут натирать ногу, в общем следим внимательно чтоб усадка шла равномерно. Катаем на раскатках. 

 





 Таким образом доводим усадку до размеров примерно равных колодки, идем на терку, и тут не жалеем, трем и терзаем сапог , войлок становиться плотнее  и еще уменьшается в размерах (становиться меньше размера требуемых колодок). 
Теперь берем арматурину и активно прокатываем  все стороны валенка, особо уделяя внимание  подошве, заднику и носу валенка. 
Прополаскиваем до чистой воды.
Забиваем колодки в такой последовательности: носок, переднюю часть голенища, заднюю и среднюю.
Обстукиваем, добиваясь идеальной посадки и прилегания войлока к колодки, и ставим сушить, я сушу в бани.
Степень готовности войлока определяется на ощупь, не важно жесткий или мягкий валенок (это кстати от шерсти зависит) войлок должен быть упругим.
Вот мой краткий обзор про валенки . 
P.S.  Ногти приходиться стричь коротко , иначе ломаются , больно.
Удачи всем!




Комментариев нет:

Отправить комментарий