четверг, 3 мая 2012 г.

Эволюция детского рисунка

Малыш начинает интересоваться красками и карандашами, буквально не успев вылезти из пеленок. Сначала он с огромным удовольствием оставляет отпечатки ладошек, вымазанных специальными пальчиковыми красками. Потом берет карандаш или ручку и пробует провести ими по бумаге, по обоям, по полу. Провел — остался заметный след! Это уже само по себе интересно. Потом кроха обнаруживает, что этот след может быть разным и каждый раз именно от него самого зависит, каков будет результат. Он чувствует себя творцом. Его работы с каждым годом становятся все лучше и лучше. Картины дополняются деталями, обрастают подробностями, становятся все более красочными, информационно насыщенными. Меняется стиль изображения: каляки-маляки сменяются схематичным, а потом и вполне узнаваемым рисунком.
Давайте на примере творений моих подопечных в детском саду проследим эволюцию детского рисунка.

Первые опыты

Каляки-маляки

Малыш берет в руку карандаш (ручку, кисть), проводит им по бумаге, и у него получаются самые простые картинки. До 2—2,5 лет ребенок творит по наитию и лишь потом задумывается, что же он нарисовал. Такой кроха абсолютно свободен в своем творчестве, у него нет ограничений и запретов. Если в распоряжении малыша имеются не только бескрайние просторы обоев, но и листы бумаги, вскоре он обнаруживает и еще одну важную вещь: оказывается, у листа есть край! Это заставляет ребенка контролировать процесс своей работы. Ведь рисовать на обоях и на асфальте намного легче: там нет ограничений — твори не хочу!

Малышу 3—4 года

Вот и вышел человечек!

Ребятишки начинают рисовать по замыслу. Хотя попадаются среди их творений и картинки, нарисованные просто так, без определенной мысли.
Характер изображения становится более сложным. Ребенок в одной работе использует разные штрихи, круги, овалы. Цвет рисунков также меняется, появляются разные оттенки.
Дети все чаще интересуются образом человека и пытаются его нарисовать. Первые рисунки обычно напоминают «головонога» — это голова, она же туловище, руки, ноги (их может быть разное количество). Нередко на рисунках крохи мы также видим глаза, рот и нос.
Взрослея, малыш усложняет изображение человека: добавляет ему туловище, ноги. К четырем годам можем увидеть: два овала (круга), руки, ноги, рожицу.

Рис. 1.
Ксения, 3 года 6 месяцев
Ксения (рис. 1) нарисовала маму: глаза с ресницами, рот, волосы. Туловища на рисунке нет: это просто голова с руками и ногами. Сначала Ксюша рисовала карандашом одного цвета. Потом провела линии другого цвета, которые зачеркнули изображение. Так часто поступают малыши 3—4 лет: мысли у них сменяют друг друга быстрее, чем рука может изобразить их на бумаге. Дети в этом возрасте в каждую палочку и крючочек вкладывают определенный сюжет. Родителям кажется, что рисунок распадается на фрагменты, не связанные между собой. Но на самом деле малыши пытаются изобразить целый рассказ, поэтому рисунки и накладываются один на другой.

Рис. 2.
Настя, 4 года 2 месяца
Настя (рис. 2) нарисовала солнце, птичку, гриб мухомор. Солнце изображено с глазами, носом и ртом. Птичка нарисована разноцветными карандашами. Мухомор — в перевернутом виде. Дети 3—4 лет могут переворачивать лист бумаги много раз. Перевертыши на их картинках — нормальное явление для ребят такого возраста. Малыши, как правило, не фиксируют внимание на листе, его границах и положении. Мысль пришла в голову, и кроха тут же отражает ее на бумаге.

Дети 5—6 лет

Есть ли у нас план?

Ребята рисуют уже по замыслу. Прежде чем начать работу, они могут рассказать о своем будущем рисунке.
Как правило, ребенок использует 5—6 цветов, если же цветов больше, это может говорить о тонкой, чувствительной натуре. Линии становятся более уверенными.
С возрастом меняется и изображение человека. У него уже есть туловище, плечи, шея, руки, ноги, глаза, рот, нос. В 6 лет ребенок обычно четко прорисовывает пальцы (причем правильно изображает именно пять пальцев).
Малыш уже видит различия полов и отражает это в своем рисунке.

Рис. 3.
Давид, 5 лет 4 месяца
Давид (рис. 3) нарисовал мальчика. Мы видим это по одежде, прическе, обуви. Человек имеет голову, лицо (глаза, нос, рот), шею, плечи, руки, пальцы (их пять), туловище, ноги. Тут же Давид нарисовал дом, дерево, солнце, облако. Можно говорить о хорошем развитии малыша. Его работа имеет определенный сюжет, выполнена разноцветными карандашами (их более пяти). Все это соответствует возрасту 5—6 лет.

Рис. 4.
Алиса, 6 лет 5 месяцев
Алиса (рис. 4) изобразила красавицу, такой она видит себя в будущем. Мы видим на ее рисунке девочку: у нее длинные волосы, платье, четко прорисовано лицо (глаза, нос, брови, губы). На рисунке есть небо, трава, цветок. Все это говорит о законченной работе, а также об очень тонкой, чувствительной натуре Алисы, что также характерно для детей, и особенно для девочек, данного возраста.

Что рисуют в 7 лет?

Ребятам из выпускной группы детсада я предложила изобразить, кем они видят себя в будущем.
Кто-то нарисовал себя фотографом, спасателем, гонщиком, машинистом в метро. Кто-то представил себя сказочным персонажем: мушкетером, принцессой. И только Миша написал: «Я — хороший человек». Именно на этом рисунке давайте остановимся подробнее.

Рис. 5.
Миша, 7 лет 2 месяца
«Я — хороший человек». На Мишином рисунке (рис. 5) изображен человек. Определить его пол сложно. Голова большая, прорисованы лицо (глаза, нос, рот), волосы и уши. Работа выполнена простым карандашом. Как правило, дети этого возраста рисуют у человека голову, лицо (глаза, нос, рот, брови), уши, волосы, шею, плечи, руки (пальцы), туловище, ноги. Мишина работа отличается от рисунков его сверстников. Картинка схематичная, без всяких подробностей.
Рисунок позволяет показать внутренний мир крохи — то, что пока не получается передать словами. Если родители встречают у своих детей, к примеру, такие изображения, как рисунок Миши, то стоит задуматься, понаблюдать за ребенком, поговорить с ним. Отсутствие навыков рисования у малыша и безразличие к заданной теме рисунка могут означать следующее:
  • эмоциональные переживания;
  • психические нарушения (это устанавливается специалистами: психологами, невропатологами).

Читаем детский рисунок

Детские рисунки могут рассказать о чувствах, эмоциях, настроении малыша. Но не всегда родители понимают творчество своего чада. И часто приходится слышать вопрос: «Что же мы можем прочитать в детском рисунке?»
Первое впечатление обычно бывает самым ярким и информативным. Ребенок нарисовал картинку и несет ее родителям: «Смотрите, что у меня получилось». Мама: «Какая красота!» — папа: «Что это? Какой ужас!» Каждый из родителей видит рисунок по-своему и пытается понять, что на нем изображено.
Поэтому во избежание разногласий родителям необходимо узнать у крохи, что он нарисовал. Как правило, первое впечатление от рисунка наиболее полно его характеризует: нравится — не нравится, яркий — тусклый, светлый — темный, агрессивный — доброжелательный и т. д. Иногда дети во время работы сами рассказывают, что они рисуют или уже нарисовали. Родители могут прислушаться к комментариям своего ребенка, тогда будет легче понять, что он изобразил.

На что обратить внимание?

  • Использование «мрачных» цветов, штриховки, исправлений, сильное уменьшение или увеличение изображения (если они прослеживаются в разных рисунках на протяжении длительного времени) могут говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако это может быть и показателем того, что малыш кем-то обижен или не очень хорошо себя чувствует.
  • Довольно распространенным признаком повышенной тревожности могут служить исправления и штрихи (для детей старше 5 лет). Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза, особенно если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха.
  • Очень слабый нажим карандаша, отсутствие деталей встречаются у детей слабых и раздражительных, которые быстро утомляются, эмоционально и психологически неустойчивых. А малыши, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют силу нажима.
  • Импульсивные крохи не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто. Иногда рисунок «не помещается» на листе.
  • Цвет является одним из самых ярких выражений отношения к людям и обстановке. Обычно дети используют 5—6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном, среднем уровне эмоционального развития.
Если ребенок старше 3—4 лет рисует 1—2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент. Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета: таким образом ребенок сообщает о том, что в его жизни не хватает положительных эмоций.
Обращая внимание на эти рекомендации, родители самостоятельно смогут прочитать и понять рисунки своих детей. И помочь им в сложных ситуациях, когда нельзя передать словами то, что происходит в душе, но зато можно попытаться выразить это в рисунке.

О чем расскажут разные цвета

  • Красный — сила воли, эксцентричность, агрессия, активность, возбудимость.
  • Желтый — положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм.
  • Зеленый — уравновешенность, независимость, настойчивость.
  • Темно-синий — концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое.
  • Фиолетовый — фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость.
  • Коричневый — медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции.
  • Черный — подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях.
  • Серый — безразличие, желание не замечать того, что тревожит.
Источник:  http://www.moy-rebenok.ru/article/momclass/972/

Комментариев нет:

Отправить комментарий